С любым ли клиентом работать фрилансеру, или Заказчик всегда прав?

Многие начинающие фрилансеры совершают ошибку, соглашаясь работать в любой тематике и на первого попавшегося заказчика, если он предлагает неплохую оплату. Но деньги решают не всё. Неподходящий клиент может нанести вред не только репутации: гораздо хуже, когда в буквальном смысле слова страдает нервная система, а самооценка начинает стремиться к нулю.

У меня есть тематики и типы клиентов, с которыми я принципиально не работаю.

Начнем с тематик:

Всякие сетевые разводы и лохотроны.

Думаю, с эти понятно. Форексы и биткоины у меня проходят в этой же категории.

МЛМ. Это на грани лохотрона, даже если продают косметику, мне все равно не нравятся их нечестные схемы типа: «У нас такая доступная продукция, потому что мы не тратим денег на рекламу». Я не люблю вранье и фальшь! «Эйвон» и «Орифлейм» не спускают ни копейки на телерекламу, на билборды и прочее? Им что, бесплатно это все делают? И потом, сколько покупательских рубликов идет на поддержание системы, выплаты тому-сему-третьему-десятому в цепочке.

Секс, эдалт-тематика, алкоголь, сигареты, в том числе электронные.

И дело не в том, что рекламу этого почти нигде не пропустят. Просто я не хочу быть причастной к пропаганде и распространению этого.

Тренинги «женской сексуальности», энергетической магии исполнения любых желаний и прочей шизотерики из курятника.

Я слишком долго варюсь в теме духовности и эзотерики, чтобы понимать то, что это или относится к пункту «разводы и лохотроны», или работает, но наносит вред, гораздо больший, чем перечисленное в предыдущем пункте (и не только сто грамм для храбрости и сигаретка вприкуску). Оговорюсь, что йога, например, не относится к «шизотерике».

Черный список клиентов для фрилансера

(правда, не всегда сразу удается распознать, что клиент именно такой):

Любители дармовщины

Предлагают поработать бесплатно «только на испытательный срок» или за процент от продаж. Думаю, комментарии тут излишни.

Те, кто не уважает мою работу

Откуда я об этом знаю? Они всем своим видом и поведением демонстрируют пренебрежение: смотрят свысока, а на лбу написано: я тут директор фирмы (клиники, «владелец заводов, газет, пароходов»), а ты какой-то фрилансер (= бомж и лентяй, которого никуда не берут на нормальную работу).

«Всезнайки»

Это те, кто вмешивается в работу и учит меня, как и что мне надо делать. В прошлом году слила клиента, который настоятельно требовал поставить на страницы услуг seo-портянки длиной 4-5 к знаков с напиханными в них ключами, выделенными жирным. Он же лучше знает, как надо продвигать сайт! Вот пусть сам и продвигает.

Фомы неверующие

Есть такой тип клиентов: обратились по рекомендации, но бесконечно требуют каких-то подтверждений экспертности. Это нормально, что клиент хочет знать, какой у вас опыт, с кем вы работали раньше и какие результаты. Но когда процесс затягивается и превращается в бесконечное доказательство того, что я не малолетка-однодневка, которая исчезнет с деньгами, легче сказать «я вам не подхожу», а не тратить на оправдания массу времени и сил.

Приведу два примера.

1. Давным-давно позвонила мне по объявлению о репетиторстве дамочка. Цены у меня были указаны ниже, чем у преподавателей, но на уровне других репетиторов-студентов. Жаждущая знаний особа поинтересовалась моим опытом работы. Я честно ответила (привирать не надо было – уже была пара лет в багаже). Допрос продолжился вопросом о наличии диплома и опыта преподавания в вузе. Похоже, леди хотела по дешевке препода МГУ заполучить.

2. По рекомендации подруги ко мне пришел один БМщик («Бизнес молодость»). Спросил, конечно, с кем я работала, кейсы, портфолио и т. п. Уже договорились о сумме, он взял реквизиты, я потратила кучу времени на аудит и рекомендации по его сайту, на споры с ним, бесконечные созвоны и выслушивание, какая замечательная у него компания и какие конкуренты м****ки. Когда дело дошло до предоплаты, он решил еще разок проверить мою квалификацию и затребовал номера телефонов моих предыдущих клиентов, чтобы обзвонить их и расспросить, что они думают о моей работе и потребовать рекомендаций еще и от них.

С БМ вообще не стоит работать. Они тот редкий случай, когда в одну воронку падает всё: и всезнание, и неверие, и снобизм, и стремление заполучить задаром как можно побольше. Вдобавок к этому убийственному набору БМщики любят позанимать ваше время, трындя часами по телефону на тему своей исключительности.

Саботажники

Бывает и такое, причем частенько. Такие товарищи просто не хотят сотрудничать и никак не собираются помогать. Говорят: мне нужны заказы, сайт в топе. А сами ни прайс-лист не могут предоставить, ни перечень услуг, ни минимальной информации. Ни-че-го! И сайт полупустой у них. Тыжспециалист, вот и придумай сам.

Платят мало, но выносят мозги по полной программе

От одного из таких клиентов мы избавились после просмотра фильма «Портфолио» (поищите на «Ютубе»).

Нет ничего плохого в том, что клиент не готов платить много, а вы согласились работать, предложив ему «тариф базовый», да еще со скидкой. Но если он:

· начинает нагружать вас тем, что не входит в оговоренный круг обязанностей;

· отправляет по 100 раз на правки статьи, не указав, что именно надо доработать;

· не дает четкого ТЗ;

· неожиданно возникает посреди ночи с заданием, которое ему надо сделать «еще на вчера», а потом пропадает или не отвечает подолгу на вопросы по правкам ни в ВК, ни в скайпе, ни на почту, ни по телефону – сразу же надо или сильно поднимать стоимость (как правило, они жмоты и не соглашаются), или просто отказываться от сотрудничества.

Всех денег не заработаешь, и не затем мы во фриланс уходили, чтобы в работе руководствоваться принципом «не то клиент, не то начальник, но все равно – всегда прав».

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*